Последние новости

"HOMO LUDENS" в рабочем режиме

 

1

 

   Студенческий    риторический   театр с названием "Человек играющий" (Homo Ludens), на первый взгляд двойная   тавтология: актер и есть играющий человек, а без риторики   нет  действия. В область риторики   входит любой   вид эмоциональной влиятельной коммуникации, включая язык жестов (body language).  Весь мир театр, а мы актеры. 
    Что же тогда театр риторический. Театральный факультатив возник на факультете Экономики и Управления Гуманитарно-прикладного института (ГПИ МЭИ(ТУ)) вовсе не по прихоти, а в силу необходимости: ликвидировать огромный разрыв между недостаточной гуманитарной и речевой подготовкой младших студентов и требованиями курсов риторики, культурологии, менеджмента и прикладной информатики

 

2

 

     Далее, практика деловых игр и культуры речи охватила специализации по туризму, дизайну и моде, гостиничному бизнесу и т. д. Театр снимал речевые стрессы, обогащал язык, развивал необходимость в решении любых моделей поведения, давал широкую культуру, вариантность и системность мышления, учил парадоксу и юмору. Театр раскрепощал и катализировал процессы развития личности и, главное, создавал тот инструмент успеха - речевую коммуникацию, которая и решает сегодня вопросы лидерства.
    Вначале работа шла на семинарах риторики с первокурсниками. От желающих не было отбоя, и первые открытые студенческие зачеты на сцене Дома Культуры МЭИ включали порой до 50-ти участников (столько же за кулисами), то есть больше половины потока.

 

3

 

    Отбирать репертуар, строить репетиции в рамках академических часов, при этом, сохраняя общую программу курса для всех, не вошедших в театр, оказалось крайне сложно и неэффективно. В дальнейшем пришлось отказаться от массовых форм и произвести конкурсный отбор, ограничив состав студии   до нормы в 15-20 студентов.

 

4

 

    Тем не менее, программа этого первого опытного  3-х часового зачета  включала  в  себя  инсценировки:

-  Пушкинского "Евгения Онегина" в стиле фьюжен  (30 участников),
-  "Лисистраты"  Аристофана  с  песнями  В.Цоя   ( 20 участников),
-  "Колоколамска" (сатирической повести Ильфа и Петрова),
-  сцены из "Кровавой свадьбы" Г.Лорки на испанском языке,
-  "Нунчи"  Горького  (рассказа-танца),
-  "Салона поэтов",
-  перформансов   в авторском исполнении,
-  пародий и мастер-класса в виде экзерсисов по речи, движении, танцу.

 

5

 

Новая   студия за один год прошла еще более сложный путь и  показала два сценических вечера, включавших в себя:

 

6

 

пьесу-притчу в стиле диско "Мася" аспиранта  МЭИ Руслана  Бредихина;

 

7

 

пьесу  модного  драматурга А.Слаповского “Не  такой,  как  все”;

 

8

 

сцены  из  мюзикла по  пьесе  Г.Горина “Чума  на  оба  ваших  дома”;

 

9

 

Пьесу - пародию на игровой английский "King Saltan's story"

 

10

 

композицию  по  стихам и  сцены  из “Кровавой  свадьбы”  Г. Лорки 

– и это  только  начало!!

 

11

 

    Вместо ежегодного   факультативного   курса  риторики для первокурсников было решено продолжить работу студии на последующих курсах в более сложных формах программы.

    Чем же отличаются все перечисленные названия от обычных театральных постановок?

 

12

 

     В первую очередь, соединением слова, ассоциативных и образных ходов, с пластикой, музыкой, свободой перевоплощения, хоровым принципом авторского ведения действия. Исполнитель-актер (или ритор) становится и комментатором, и интерпретатором, и живым воплощением, и зрителем происходящего. Он владеет основной концепцией и с помощью монтажа аттракционов создает свой контекст, подтекст, метафоры, неожиданные, даже абсурдные приемы, чтобы возбудить соучастие и сопереживание своего собеседника в зале и на сцене.  Эта театральная форма абсолютно свободна, являясь тем   первородным мистериальным способом коммуникации, от которой собственно и возник сам театр, само слово, наконец, как физическая и действенная сила.
    Риторическая наука, возникшая в 4 в.до н.э., лишь узаконила эти театральные публичные манипуляции от софистов до Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Демосфена и далее прародители репертуарного театра, Дионисийские игры, послужили лишь   воплощением   извечного   принципа - от – intention (предчувствие),   к  invention(изобретению смысла), elocutio(воплощению в слове), action hypocrisies  (актерскому   воздействию).  И надо отказаться от всех догм, канонов, театральных школ и систем, чтобы   предоставить нашей природе, самой  искать  наилучшие  способы  выражения  для влияния на партнера.

 

13

 

    Есть драматургия, но есть и режиссерское прочтение, а выше всего актерское осознание и присвоение замысла. Рождается действующий автор, хор авторов - они спорят, борются во имя истины, нет не истины, а самой проблемы, имя которой - неизмеримое пространство жизни.
    Актерский тренинг и риторический тренинг, при этом, никто не отменял.
    -  техника речи, но  вкупе  с движением, танцем, жестом;
    -  танец - вкупе с действием, текстом роли;
    -  этюд - вкупе с любым средством общения.

 

14

 

     При этом включаются национально-этнические и культурологические особенности материала, будь то Испания Лорки, Одесса  Ильфа, Италия Горького, Греция Аристофана.
    Но, исходя из себя сегодняшнего - молодого человека, с его скепсисом, нигилизмом и обнаженностью чувств. С его наивной верой и практицизмом, практическим романтизмом.
    Недостаточная педагогическая гибкость, как показала практика, или режиссерское самовыражение в системе какой-либо театральной школы, приводит к разрушению сути риторического театра. Он  сам воспитатель, и сам являет столько схем, сколько и побуждений. Нельзя сказать, что нет такого театрального опыта. Биомеханика Мейерхольда, импровизации Вахтангова, Михаил Чехов, Брехт, Питер Брук, даже Айседора Дункан были вполне свободны. Сегодня это - Стреллер и Дзиферелли, Некрошюс и Любимов, Захаров и Фоменко. Но все же это школы. Как   есть школа абсолютно свободного мистериального театра Анатолия Васильева.

 

15

 

    Наш любительский учебный подход к театру со студентами, вчерашними школьниками, не гуманитарного профиля, перегруженными 8-ю часовыми ежедневными занятиями в Вузе, претендует, разве что на некоторые навыки, зернышки подлинно риторического жанра. Но мы в пути.

    И кто знает, может быть, эти ребята, неиспорченные театральной цивилизацией, хотя бы в своей личной биографии получат тот эликсир творческой самодостаточности, ради которой и стоит, в конечном счете, делать театр.

17

Мы представляем их вам.  Взгляните на эти любительские снимки - на сцене и в жизни, на их аннотации к спектаклям, отзывы и комментарии, стихи и песни.

Это поколение  NEXT.
А, по сути, это все мы.
И  вы, и  я, и  они.
Все поколения, и все пространство вокруг нас.

 

Опросы

Как Вы относитесь к курению и курящим вокруг людям?

Знакомы ли Вы с дистанционным обучением?